Нет ничего удивительного в том, что абсолютное большинство родителей
хочет видеть своих детей умными, успешными, любознательными. Сейчас
такое время – принято считать, что уверенным в себе, энергичным и
эрудированным людям живется намного легче. Более того, подобные качества
ребенок обязан проявлять едва ли не с рождения. Поэтому понятие раннего
развития продолжает оставаться очень актуальным. Чему только не учат
малышей: иностранным языкам, математике, музыке, хореографии… Список
можно продолжать бесконечно.
А как чувствуют себя дети, у которых отнимают беззаботное, веселое
время, самой природой предназначенное для игр и забав? Насколько можно
совместить ощущение свободы и приятного времяпрепровождения с успешной
учебой? Постараемся разобраться, есть ли подводные камни у завышенных
ожиданий взрослых.
Как правило, продвинутые родители либо пытаются создать подходящие для
развития ребенка условия дома, либо отводят его в детский игровой центр. В
первом случае нередко продумываются и подбираются специальные методики,
благодаря которым можно научить малыша рано читать, развить его
музыкальные способности, говорить на иностранном языке. Прежде всего,
важно создать благоприятные условия, позволяющие овладеть всеми этими
навыками, развить желание познавать окружающий мир.
Раннее обучение чтению. Ребенку показывают слова, написанные на
карточках или кубики со слогами. К сожалению, очень часто родителями
руководит не здравый смысл, а амбиции: им кажется важным, чтобы их малыш
научился читать раньше, чем соседский Петя.
Польза раннего обучения чтению сомнительна с той точки зрения, что сам
этот навык пригодится не раньше пяти-шести лет. К эмоциональной передаче
прочитанного текста дети обычно готовы не раньше семи-девяти лет. Еще
одна опасность – пока малыш учится читать, он может не успеть освоить
навыки, необходимые ему по возрасту.
Освоение иностранного языка. Знание английского языка в наше время
считается атрибутом успешного человека. Есть мнение, что начинать нужно
едва ли не с младенчества, ведь потом может быть поздно. Поэтому в ход
идут аудиокниги, видеофильмы, занятия с репетитором, заучивание слов на
память.
Нужно понимать, что находящийся на начальном этапе познания родного
языка ребенок не всегда готов к восприятию языка иностранного.
Переключение дается ему с трудом, происходит путаница слов, могут
появиться проблемы типа заикания. В результате дети позже начинают
говорить на родном языке. Разумеется, в двуязычных семьях этот процесс
идет проще и быстрее. В основном за счет того, что ребенка никто
специально не учит, мама и папа с ним общаются.
Эстетическое развитие. Как правило, в это понятие входит раннее
ознакомление с музыкальными произведениями, с живописью, архитектурой и
скульптурой, литературой. С самого рождения ребенку включают
классическую музыку, читают поэтические произведения, берут с собой на
выставки, в музеи, в туристические поездки.
Важно, чтобы малыш реагировал на все эти мероприятия с радостью, а не
плакал бы при виде очередного шедевра. Родительский настрой тоже имеет
большое значение, ведь вам нужно суметь передать ребенку свои
положительные эмоции. Но если поход в консерваторию или картинную
галерею планируется лишь для галочки, пожалуй, лучше не стоит.
Физическое развитие. Очень полезно учить детей плавать, посещать вместе
с ними специальные спортивные комплексы для малышей. Помните, что,
развивая не только интеллект, но и тело, вы оказываете крохе огромную
услугу. Наравне с развитием мелкой моторики, двигательная активность
необычайно важна для ребенка. Поэтому нужно не запрещать, а направлять и
подстраховывать.
Дети, которых развивают с самого рождения, действительно показывают
значительный прогресс. Представьте, каким ребенок был бы, если бы его
ничему не учили и не развивали и посмотрите, какой он сейчас. Успехов
вам!