Разработчики рецептур, использующие натуральные ингредиенты, должны обращать особое внимание на правила организации производства и контроля качества средств (Good Manufacturing Practices), чтобы предотвратить заражение своей продукции перед выходом на рынок.
Согласно недавнему исследованию, большинство продукции, которое выявляется Rapex, системой предупреждения потребителей и контролирующих органов о некачественной продукции, просочившейся на прилавки стран ЕС, как микробиологически заражённые, содержит ингредиенты натурального или органического происхождения.
В ходе исследования были изучены все косметические продукты, которые были сняты с продажи, начиная с 2005 года до 17-ой недели 2008 года. В общей сложности было снято 173 косметических продукта, 24 из которых по причине микробиологического заражения, хотя авторы отмечают, что, поскольку система Rapex производит только случайную выборку нескольких продуктов из тысячи, реальное количество заражённой продукции может быть гораздо больше.
«Интересно, что большинство продукции состоит из натуральных ингредиентов, включая некоторые органические составы», сообщают авторы. «Натуральные ингредиенты, такие как растения и травы, содержат по своей природе много микроорганизмов», сказал Майкл Диргаард Ландов, один из авторов исследования.
По словам Ландова, если создатели такой продукции перед процессом производства не подвергают эти ингредиенты обработке, которая убьёт эти микроорганизмы, то продукция будет заражена с самого начала. Однако для ингредиентов, обладающих органическим статусом, это задача не из лёгких.
По словам Джуди Бирлинг, технического консалтингового менеджера Organic Monitor, лучевая обработка, один из общепринятых способов стерилизации ингредиентов, не одобряется большинством органических сертификационных органов. В связи с этим разработчикам рецептур приходится использовать метод пастеризации или тепловую обработку, но это может негативно сказаться на активности ингредиентов.
«В некоторых случаях разработчики рецептур вынуждены положиться на своих поставщиков, которые доставят им незаражённый материал, однако это может быть непросто для мелких производителей», сказала Бирлинг.
Поэтому, если продукт поступает на рынок в заражённом состоянии, каковы могут быть последствия для потребителя? Согласно Ландову, шанс негативного воздействия снятой с продажи продукции на здоровье ничтожно мало, поскольку уровень заражения очень мал.
Однако всё же были зарегистрированы отдельные случаи, когда люди попадали в больницу с инфекцией, вызванной косметикой, заражённой синегнойной палочкой, одним из самых распространённых микроорганизмов, найденных в снятой с продажи косметике.
Ландов также отмечает, что, если заражённая продукция была нанесена на повреждённую кожу, была случайно проглочена или попала в глаза, то это может привести к возникновению инфекции. Кроме того, Ландов сообщает, что микроорганизмы могут изменить химический состав продукции и повредить его.
Для Ландова, самым важным способом, при помощи которого производители могут сократить заражение продукции, является соблюдение правил организации производства и контроля качества средств, чтобы убедиться, что сырьё не содержит жизнеспособных микроорганизмов.
Также он добавил, что консерванты не создают защиту от заражения. Они добавляются в косметические продукты только для того, чтобы гарантировать, что микроорганизмы, включённые в продукт, не разрушают его.
Источник: Косметика и закон на Cosmomir.ru