Мало кому известно, что у этой компании, помимо общеизвестного лозунга «Wella: вы великолепны», есть еще один, предназначенный исключительно для внутрикорпоративного использования. И звучит он так: «Все, что мы делаем, должно приносить нашим клиентам пользу и эстетическое наслаждение». Наверное, поэтому в компании заинтересованы не только в том, чтобы ежегодно повышать и повышать качество продукта, но и в том, чтобы он оказывался во все более и более удобной форме. Так, например, была изобретена упаковка для краски «Twist and Color» - уникальная по простоте и удобству домашнего использования. Суть ее в том, что покупателям больше не нужно искать в доме свободную емкость для смешивания краски и проявляющей эмульсии. Нет ни грязи, ни запаха, ни опасности испортить руки: краска и проявитель находятся в одной упаковке, и чтобы их смешать, нужно всего лишь повернуть контейнер в указанном месте и как следует его потрясти. По сути, краска в упаковке «Twist and Color» вообще не соприкасается с воздухом до нанесения на волосы! Однако мы, кажется, не с того начали…
А начать нужно издалека: во второй половине XIX века молодой немецкий парикмахер Франц Штроер решил, что следование моде может обеспечить ему и его семье стабильный многолетний доход. Между тем, в моде тогда были не прически, стрижки или яркие цвета, а шиньоны и парики, другими словами – накладные волосы. Именно их-то и начал производить 26-летний Штроер! Так, в 1880 году, началась история компании «Wella»: не с краски, не с шампуня, а с искусственных кос, челок и накладок. Затем, в 1900 году, настал черед еще одного изобретения Франца Штроера – сетки, способной накрепко прилепить парик к голове и удерживать его долгое время. Продажи мгновенно выросли, хотя заметьте, в то время у компании еще даже не было звучного лаконичного имени. Да и фабрика-то появилась только в 1904 году, в Восточной Германии, под неблагозвучным названием «Franz Stroeher – Rothenkirchen, производство и продажа париков».
Неудивительно, что сегодня «Wella» - это не только и не столько материалы для ухода за волосами, но и целая сеть салонов со своими инновационными технологиями приведения волос в надлежащий вид и состояние. Ведь и следующие после сетки изобретения Франца Штроера были связаны вовсе не с красками, а именно с технологиями! Так, в 1912 году он изобрел первый в мире электрический прибор для модной тогда химической завивки. Хотя справедливости ради надо отметить, что изобретение какое-то время пролежало на полке: время до и сразу после Первой мировой войны – не самое подходящее для легкомысленных кудряшек. В моду вошли короткие стрижки, и если бы не правильная реакция Штроера и его сыновей, «Wella» со своими париками разорилась бы, так и не получив не только всемирного признания, но и своего названия. Однако компания быстро начинает производить средства для окрашивания волос, чтобы удержаться на плаву до тех пор, пока им не удастся потрясти мир очередным оригинальным новшеством. При этом не забывайте: одно изобретение в копилке уже есть – просто до поры до времени оно находится в тени.
Но вот и наступает время: конец лихих 20-х годов, время между двух воин, период после крупных революций… Мир стремится к легкости и беззаботности – по крайней мере, внешней. Тут-то сыновьям Франца Штроера и пригодился прибор для химической завивки волос: в 1927 году он был благополучно выпущен в массовое производство. Чуть раньше, в 1924 году, в компании были изобретены средства для химической завивки, ускоряющие процесс, укрепляющие результат и защищающие хрупкие волосы. В комплекте с прибором они пришлись как нельзя более кстати и мгновенно стали хитом продаж! По сути, именно эти изобретения, одному из которых уже более 10 лет, обеспечили компании стабильное развитие и существование на протяжении всех 1930-х годов. Кто же знал, что через несколько лет придется буквально все начинать заранее…
1927 год отмечен также и тем, что в патентном бюро, наконец, был зарегистрирован фирменный знак «Wella». В 1930 году появилась компания «Franz Stroeher AG», а через 2 года – его филиалы в США и Великобритании, первые за пределами Германии! В этот же год была создана и эмблема компании «Wella» - женская голова с волнами густых волос. Однако при этом имя «Wella» до поры до времени оставалось лишь маркой, брендом компании «Franz Stroeher AG», хотя все продукты покупатели давным-давно величали «Велла», и никак иначе.
1940-е годы – страшные для всей мировой истории, и для Германии в частности. В стране, которая проиграла войну и была разорена, бизнес не мог продолжать идти по накатанной. Частные компании изымались государством и расформировывались или переводились в статус государственных, продолжая работать ради пополнения бюджета. Так произошло и с компанией «Franz Stroeher AG»: ее филиалы за границей Германии были упразднены, а сама фирма – переименована в «Народное предприятие ГДР», а ведь это был основной завод «Wella»… Забегая вперед, вернуть его компании удалось только после того, как рухнул «железный занавес», в 1991 году. А пока … Семья Штроер и 12 самых преданных сотрудников компании решают начать все сначала, малыми силами и на самых маленьких скоростях, чтобы государству не пришло в голову забрать себе их бизнес вновь. В 1949 году они, забрав с собой химические формулы, патенты и документы, бегут из Восточной Германии в Западную и организовывают там предприятие «Ондал ГМБХ».
После войны людям, отвыкшим от мирной спокойной жизни, все больше и больше хочется праздника, и косметические средства «Wella» позволяют им выглядеть ярко и свежо на фоне всеобщей разрухи и попыток восстановления нормальной жизни. Сразу после войны, в 1945 году, «Wella» налаживает массовый выпуск аппарата для химической завивки, а позднее – сушильного аппарата «Юниор». Однако после фактического раздела компании на 2 части компания Штроеры столкнулись с большой проблемой: обе компании – и в Восточной, и в Западной Германии, - выпускали разные продукты под одними и теми же названиями. Вопрос с брендом пришлось решать в авральном порядке, и руководители «Народного предприятия ГДР» согласились на изменение имени и зарегистрировали бренд «Лонда» («Londa»), тогда как на западе Германии «Wella AG» стала официальной преемницей «Franz Stroeher AG». На ближайшие 30 с лишним лет дороги двух компании разошлись, чтобы после распада Советского Союза пересечься вновь.
1950-е годы – время революции в отдельно взятой компании, результаты которой распространились по всему миру, принеся фирме известность, почет и деньги. По сути, появление уникальной краски «Колестон» производства «Wella AG» (для краткости назовем ее просто «Wella») продемонстрировало нацеленность семьи Штроер на сохранение и развитие семейного предприятия. Прошедшие события не выбили их из колеи! В краске «Колестон» «Велла» впервые объединила свойства окрашивающего вещества и средства по уходу за волосами (увы, после многих иных красок для волос последние становились похожи на мочалку, особенно если красить приходилось химически завитые кудри). Не случайно новинка получила оригинальное для того времени название «крем-краска». Впрочем, новинка была не только не первая, но и далеко не последняя, тем более что в 1957 году «Wella» открыла свой собственный научно-исследовательский центр. Итог – минимум две находки десятилетия: препарат для одновременного окрашивания и укладки волос «Аккорд» и средство для лечения волос «Лайф-Текс-Концентрат».
И это еще не все: 50-е годы для фирмы были настоящей взлетной полосой для дальнейшего развития. В 1954 году «Wella» регистрирует подразделение «Welonda GMBH» («Велонда ГМБХ») и полностью передает ему функции разработки профессионального оборудования для парикмахеров. Также у этого подразделения есть и научно-просветительская цель: именно оно разрабатывает обучающие программы и курсы для парикмахеров во всем мире.
Кстати, именно через парикмахерские салоны «Wella» распространяет свой следующий продукт – «Велла приват»: эта серия предназначена для домашнего ухода за волосами, однако высокое качество товара просто не позволяет компании распространять ее на рынках, базах и в магазинах. С 1960 года «Велла» благодаря новейшим исследованиям смогла вывести на рынок краску принципиально нового типа – с растительными экстрактами, сделав процесс окрашивания гораздо более безопасным для здоровья.
В этом же десятилетии начинается самая настоящая экспансия «Wella» в другие страны: с 1965 года продукция компании распространяется в Японии, да и до открытия там собственного производства (в 1970 году) рукой подать, затем – в Новой Зеландии, Мексике и Иране, потом – в Чили, Гонконге, Южной Корее и Китае… Помимо этого, компания «Wella» регулярно участвует в Олимпийских играх в качестве официального поставщика и оформителя (в 1968 году – в Мексике, в 1972 году – в Мюнхене).
1970-е годы – время уже не просто развития, а мирового открытия, сделанного в НИЦ «Wella»: вещество критозан, открытое учеными, признано важнейшим для улучшения прочности волос и легкости расчесывания. Успех так вдохновил менеджмент компании, что исследовательское направление тут же было расширено. На это же десятилетие пришелся выпуск таких продуктов, как средство для химической завивки «Перформ», серии по уходу за волосами «System Professional» (для парикмахеров) и «Велла Бальзам» для домашнего использования. Кстати, в 70-х годах в моду вошел стиль «афро», и в компании «Wella» вполне резонно решили, что пора начать исследование и производство средств, предназначенных для завивки мужских волос. Так, серия «Перформ» стала первой, имеющей мужское направление по завивке и уходу за волосами.
В преддверии 100-летия компания «Велла» объединила два подразделения - «Welonda GMBH» и «Wella AG». Всего 10 лет осталось до полного объединения компании и превращения ее в мирового косметического гиганта. В это время в мире господствует яркость, индивидуальность и экспрессия, и новые продукты под маркой «Wella» призваны их подчеркнуть. Для стойкого стайлинга выпущены «Design» и «High Hair», для окрашивания – краски, превращающие голову в радугу, для ухода – серия «Sanara», для мужчин, которые все чаще и чаще заглядывают в салоны красоты, - профессиональная серия «System Professonal for men». Тогда же «Wella» начинает покупать других производителей: производителя парикмахерского оборудования «Тондео» и французского производителя духов «Parfum Rochas S.A.», американский бренд «Sebastian International Inc.» и парфюмерный дом «Muelhens KG». Да, вы наверняка этого не знали, но всемирно известные ароматы «Gucci rush», «Dunhill desire», «Naomi Cambell» и «Bruno Banani» принадлежат марке «Wella»!
В начале 90-х «Wella» выкупает компанию «Londa». Блудный сын возвращается! В 1997 году новое открытие исследовательского центра «Wella» получает премию: это не что иное, как кератин, незаменимый для восстановления волос. Сегодня, пожалуй, ни одно парикмахерское средство «Wella» не выпускается без кератина в составе.
Начало нового тысячелетия отмечено двумя глобальными событиями в жизни «Wella». Первое – это множество купленных брендов («Escada Beaute», «Max Mara», «Gerry Weber», «Trussardi», «Montblanc», «Marco Polo», «Graham Webb», «Nicky Clarke», «Daniel Galvin») и собственных продуктов («Vivality», «Decore»). А второе – это покупка корпорацией «Procter & Gamble» контрольного пакета акций компании «Wella».
Миру «Wella», России – «Londa»
Долгое время в Советском Союзе практическим монополистом в области красок для волос была та самая компания «Лонда», которая сразу после Второй мировой войны осталась в социалистической части Германии. Конечно, нельзя говорить, что западной «Веллы» на советском рынке не было вообще – московский завод «Свобода», например, имел право выпускать все средства «Wella» по лицензии. Но «Londa» самостоятельно вполне справлялась с огромным советским рынком. Разумеется, сегодня на российском рынке можно встретить продукцию и «Wella», и «Londa». Первое представительство объединенной «Веллы» в России открылось в 1992 году (ООО «Руссвелл»), а совсем скоро появилась и первая российская фабрика – в Нижнем Новгороде.
«Wellaton», «Safira», «Decore» «Wella Design», «Wellaflex», «Londacolor», «Londatrend» - эти марки известны каждому россиянину. Однако, помимо этого, в России «Wella» распространяет инструменты для парикмахеров, специализированные салонные материалы для профессионального ухода за волосами, а также – парикмахерские технологии, разработанные специалистами «Wella».
«Wella» в цифрах
- Территория распространения – 150 стран;
- Количество мировых отделений – 48;
- Сотрудников – 17 тысяч человек;
- Количество отдельных направлений – 3: парфюмерия, косметика для волос и профессиональная косметика для волос.
Источник: Тематические статьи на Cosmomir.ru